Украинская правда

ПУБЛИКАЦИИ

В регионах чрезвычайная ситуация. Что это и как повлияет на жизнь
18.03.2020 18:20
"Украинская правда" рассказывает, что такое чрезвычайная ситуация, чем она отличается от чрезвычайного положения и что будет означать для украинцев.

Обновлено 25 марта

Кабинет министров продлил карантин до 24 апреля и ввел режим чрезвычайной ситуации на всей территории страны.

Пандемия Covid-19 стала новым вызовом миру. У более чем двухсот тысяч человек почти во всех уголках планеты подтверждено заболевание, 8 тысяч уже умерли.

Стремительное распространение коронавируса заставляет страны прибегать к экстренным методам. В Украине объявлен карантин и принят спецзакон по борьбе с заболеванием. Недавно президент Владимир Зеленский допустил введение чрезвычайного положения, если это потребуется.

Но пока отдельные регионы объявили о чрезвычайной ситуации. Ранее это сделали Черновицкая и Житомирская области. 18 марта к ним присоединилась Киевская.

"Украинская правда" рассказывает, что такое чрезвычайная ситуация, чем она отличается от чрезвычайного положения и что будет означать для украинцев.

Что такое чрезвычайная ситуация?

Закон определяет это понятие как обстановку на отдельной территории, в пределах организации, на водоеме, при которой нарушаются нормальные условия жизни населения.

Причиной может быть не только эпидемия, как сейчас, но и катастрофа, авария, пожар, стихийное бедствие, использование оружия и другое опасное событие, которое угрожает жизни или здоровью населения, привело или может привести к большому количеству жертв, нанести значительный материальный ущерб или сделать невозможной жизнь населения.

В общем чрезвычайная ситуация может быть:

В зависимости от ущерба и ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации, она может быть государственной, региональной, местной или объектовой.

Не следует путать чрезвычайную ситуацию с чрезвычайным положением, которое является правовым режимом и означает дополнительные полномочия для органов власти и ряд ограничений конституционных прав людей.

Чрезвычайное положение могут объявлять, если ситуация охватывает не менее, чем все государство, или при попытке захвата власти, насильственного изменения конституционного строя.

Введение чрезвычайного положения требует гораздо более серьезной ситуации – для него нужен указ президента, который утверждает Верховная Рада. Тогда как ситуацию вводит Кабмин или местные власти.

Читайте также: Что делать в случае пандемии: коротко о чрезвычайном положении

Введение режима чрезвычайной ситуации фактически является констатацией ее возникновения и предусматривает ликвидацию последствий.

Чрезвычайные ситуации время от времени происходят в стране, но не всегда привлекают такое внимание из-за своей локальности.

В прошлом году было зарегистрировано 146 чрезвычайных ситуаций, в которых в общей сложности погибли 199 человек, почти полторы тысячи – пострадали. Среди них, например, три смертельных пожара в Одессе: в колледже, гостинице и психбольнице.

Есть еще третье понятие – режим повышенной готовности, который является условной первым шагом. Его объявляют, если есть риск возникновения чрезвычайной ситуации.

Права и обязанности населения

Не только в условиях чрезвычайной ситуации, но в целом в сфере гражданской защиты население имеет право:

Каждый, кто на днях пробовал купить в аптеке хирургическую маску, понимает, что с этим пунктом могут возникнуть проблемы, хотя дефицит не мешает власти требовать надевать маски для проезда в общественном транспорте.

Гражданская защита означает также и определенные обязанности для самого населения. Среди тех, что касаются уже объявленной ЧС:

Вне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать меры безопасности и не допускать нарушений, которые могут привести к ней, изучать способы защиты.

Что должна и может делать власть во время чрезвычайной ситуации?

Работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации состоят из немалого перечня. Приводим те, которые могут влияют на жизнь людей во время пандемии вируса:

Власти должны создавать и поддерживать минимально необходимые условия для сохранения жизни и здоровья населения в зоне чрезвычайной ситуации.

В частности, речь идет об обеспечении населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, изделиями медицинского назначения и лекарствами, коммунально-бытовыми услугами, а также транспортным и информационным обеспечением.

Ответственны за это местные власти.

Как должна быть организована работа власти?

Управлять ликвидацией чрезвычайной ситуации, в зависимости от ее уровня и характера происхождения, могут различные структуры, в частности Кабмин, центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации, органы местного самоуправления, субъекты хозяйствования.

Для непосредственного управления ликвидационными работами назначают руководителя. На Киевщине им стал Олег Торкунов, заместитель главы облгосадминистрации.

В подчинение ему переходят все аварийно-спасательные службы, привлекаемые к ликвидации. Никто не имеет права вмешиваться в работу руководителя. Он также создает специальный штаб. В Киевской области этот штаб возглавил директор департамента здравоохранения КОДА Максим Ионов.

В зависимости от обстоятельств руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации может принять решение об:

Все, кто участвует в ликвидации, а также жители зоны чрезвычайной ситуации и расположенные в ней организации в обязательном порядке должны выполнять распоряжения руководителя. Он, среди прочего, несет персональную ответственность за работы, которыми управляет.

Закон позволяет проводить целевую мобилизацию населения только в условиях чрезвычайного положения – для ликвидации особо тяжких ситуаций. Объемы и срок проведения мобилизации в таком случае определяет президент.

Что будет после чрезвычайной ситуации?

Законом предусмотрены так называемые восстановительные работы. Однако они вряд ли будут касаться нынешнего случая, ведь речь идет о восстановлении зданий, сооружений, предприятий и организаций. Пострадавшие также имеют право на компенсацию материального ущерба.

В то же время, есть и другая норма, гораздо более близкая к условиям эпидемии. Это медико-психологическая реабилитация. Она должна касаться как пострадавших, так и тех, кто работал над ликвидацией чрезвычайной ситуации.

Соня Лукашова






^ Наверх | УКР | РУС
   Главная | Новости | Публикации | Колонки | Блоги
©2000-2015 "Украинская правда"