Українська правда

БЛОГИ

Володимир Фесенко: Рекорд Авакова
28.02.2021 12:57


Семь лет назад (27 февраля 2014 г.) Арсен Аваков был утвержден министром внутренних дел Украины. Обязанности министра он исполнял еще с 21 февраля 2014 г., но официальное утверждение произошло именно 27 февраля, когда Верховная Рада утвердила правительство Арсения Яценюка.

Семь лет на посту министра – это абсолютный рекорд в истории независимой Украины. Предыдущим рекордсменом по непрерывному пребыванию на посту министра был также министр внутренних дел – Юрий Кравченко. Он на своем посту продержался 5 лет 8 месяцев и три недели. На почетном третьем месте – Юрий Костенко. На посту министра охраны окружающей природной среды он непрерывно проработал пять с половиной лет. Около 7 лет занимал пост министра иностранных дел Украины Анатолий Зленко, но это суммарно, т.к. на посту министра А.Зленко был дважды (в 1990-1994 гг., и в 2000-2003 гг.). Заметьте, это все министры работавшие при президентстве Л.Кучмы, а Ю.Костенко и А.Зленко работали еще и при Л.Кравчуке. Тогда "долгоиграющих" министров было больше, после 2004 г. их стало намного меньше, и большим достижением было, если кто-то продержался на посту министра более трех лет.

Арсен Аваков занимает пост министра семь лет непрерывно. При этом уникальный случай за последние 20 лет – он смог сохранить свой пост при смене главы государства. Также он пережил 5 изменений правительства, поработал при четырех разных премьер-министрах (формально даже при пяти, т.к. несколько дней исполнял обязанности министра в то время, как формально и.о. премьер-министра был С.Арбузов), при двух президентах Украины и одном и.о. Президента. В общем, беспрецедентная ситуация.

В чем же секрет политической "непотопляемости" Арсена Авакова? Отвечая на этот вопрос, надо также учитывать, что А.Аваков постоянно был под огнем критики – и при правлении П.Порошенко, и при президентстве В.Зеленского. Это только усиливает значение его "живучести" на посту министра внутренних дел.

Предложу свое объяснение этого феномена.

Во-первых, на посту министра внутренних дел Арсен Аваков всегда выполнял стабилизирующую роль, и в политическом, и в административном смысле, в разных обстоятельствах по-разному.

В первом правительстве А.Яценюка он представлял майдановскую команду, пришедшую к власти. На мой субъективный взгляд, среди всех тогдашних руководителей силовых структур ему удалось первым реанимировать (в управленческом смысле) свое ведомство. Мы как-то забыли, а я напомню, что сразу после Революции Достоинства все силовые структуры и правоохранительные ведомства были деморализованы и дезорганизованы. Прежнее руководство сбежало. Новое руководство далеко не сразу смогло взять ситуацию под свой контроль. И среднее звено, и рядовые исполнители не знали кому подчиняться, что делать. После трагических событий на Майдане все силовики боялись применять оружие. К тому же непонятно было, кто завтра будет при власти, кто кого будет судить и за что. Именно эта ситуация почти тотальной деморализации и дезорганизации силовых структур стала одной из главных причин потери Крыма почти без сопротивления, а затем и первых неудач в борьбе с сепаратистами на Донбассе.

В этой сложнейшей ситуации Аваков достаточно быстро восстановил дееспособность своего ведомства (гораздо быстрее, чем это произошло в других силовых структурах), использовал его ресурсы и организационные возможности для создания и поддержки добробатов, которые приняли на себя первый удар в борьбе с сепаратистской угрозой. Но главным его достижением тогда стала победа над пророссийскими бунтовщиками в родном Харькове. В тот момент проявилась его стабилизирующая роль в сфере национальной безопасности.

Перед парламентскими выборами 2014 г. А.Аваков стал одним из руководителей новой политической силы – "Народного фронта", который сумел добиться победы по партийным спискам на выборах в Верховную Раду. В итоге "Народный фронт" стал второй по численности фракцией в парламенте и одной из опор в коалиции парламентского большинства. Это позволило Арсену Авакову сохранить за собой пост министра внутренних дел. Думаю, что не меньшую роль в сохранении этой должности за А.Аваковым сыграла и его эффективная работа на посту руководителя МВД в драматический период весны и лета 2014 года.

В апреле 2016 г. А.Яценюк вынужден был уйти с поста Премьер-министра. Было сформировано новое правительство. Но Аваков остался во главе своего ведомства. Это было условием сохранения парламентской коалиции и участия "Народного фронта" в новом правительстве. В этих условиях глава МВД стал еще и стабилизатором парламентской коалиции, неформальным координатором министров от "Народного фронта" и противовесом влиянию Президента Порошенко. Порошенко и хотел бы убрать Авакова из правительства, но не мог, поскольку это развалило бы парламентскую коалицию.

В роли политического "стабилизатора" глава МВД выступил и во время президентских выборов 2019 г. Он не принадлежал к конкурирующим лагерям и формально соблюдал нейтралитет, борясь со всевозможными нарушениями в ходе избирательного процесса. Но объективно это скорее сработало в пользу Владимира Зеленского и против тогдашнего Президента Петра Порошенко, чьи электоральные "сетки" и местный админресурс были хотя бы частично нейтрализованы контролем со стороны нацполиции.

Новый Президент Украины Владимир Зеленский наверняка не забыл о стабилизирующей роли министра Авакова и его ведомства во время выборов 2019 г. и сохранил за Арсеном Борисовичем пост главы МВД. И дело не только в благодарности за "дружеский нейтралитет" на президентских выборах. Президент Зеленский тогда сделал ставку на "новые лица". Однако в новом правительстве должны были быть хотя бы пара министров с опытом. И Арсен Аваков вновь выступил в роли "стабилизатора", на этот раз административно-политического и внутри молодого правительства А.Гончарука. Вторым "стабилизатором" в том правительстве была министр финансов Оксана Маркарова.

Год назад Президент Зеленский поменял Премьер-министра, а вместе с ним и правительство. Аваков вновь остался. Это многих тогда удивило. На самом деле все было закономерно. При формировании нового правительства Президент Зеленский продемонстрировал свои новые подходы к кадровой политике – сочетание "новых лиц" и "опытных кадров". Самым опытным кадром был глава МВД, который к тому же в феврале 2020 г. вновь продемонстрировал свое умение решать сложные и конфликтные управленческие задачи во время эвакуации украинских граждан из Уханя и их карантинного размещения в санатории, несмотря на сопротивление местных жителей. В условиях надвигавшейся эпидемии Ковид-19 Арсен Аваков вновь оказался незаменимым. Более того, в условиях эпидемии и карантина роль МВД и его руководителя как "стабилизаторов" существенно возросла. А тут еще и разнообразные чрезвычайные ситуации (от наводнений до пожаров). И вновь Аваков демонстрирует свою полезность и необходимость.

Также необходимо отметить, что глава МВД выступает в роли политического стабилизатора и в плане нейтрализации рисков уличных протестов. Это происходило и при правлении Порошенко (и Петр Алексеевич это очень ценил, несмотря на всю свою нелюбовь к Авакову), проявляется и сейчас. Глава МВД как бывший майдановец чутко чувствует ту грань, за которую нельзя заходить при различных конфликтных ситуациях во время уличных протестов. Полиция и Нацгвардия четко выполняют свои функции по обеспечению общественного порядка, но при этом не злоупотребляют своим правом на использование силы. Во время уличных протестов глава МВД проявляет умение стабилизировать ситуацию и через свои связи с некоторыми радикальными политическими силами (в первую очередь, с "Национальным корпусом").

Во-вторых, длительному пребыванию Арсена Авакова на посту министра способствует его политическая гибкость и "политическая чуйка". Он очень чуток к изменению политической конъюнктуры и, как правило, делает правильные политические ставки. При этом не боится идти на риск, и не изменяет своим политическим принципам и симпатиям. В 2005 г. он начал свою политическую карьеру, присоединившись к команде нового Президента В.Ющенко. Затем наработал и установил прочные политические связи с командой Юлии Тимошенко, а с 2012 г. и с Арсением Яценюком. В отличие от многих бизнесменов-политиков, которые перебежали в лагерь Партии регионов после президентских выборов 2010 г., Аваков остался в оппозиции, потерял едва ли не большую часть своего бизнеса в Харькове, вынужден был даже эмигрировать на время в Италию. Но вернулся в украинскую политику в 2012 г. и принял активное участие в Революции достоинства. В 2014 г., как уже отмечалось, он создал новый политический проект вместе с А.Яценюком и А.Турчиновым. А во время президентских выборов 2019 г. пусть косвенно, но продемонстрировал лояльность будущему победителю, и не побоялся противодействовать действующему Президенту.

В-третьих, Арсену Авакову удается быть и сильным администратором во главе такого сложного ведомства как МВД, и умелым политиком. При всех различных проблемах в МВД, по сравнению со всеми другими государственными ведомствами в "империи Авакова" порядок и функциональная управляемость. Как министр и политик Аваков научился выстраивать эффективную коммуникацию с самыми разными людьми – олигархами и журналистами, политиками из разных партийных лагерей и чиновниками из разных ведомств, "ментами" старой школы и праворадикалами, которые ненавидят ментов, дипломатами и зарубежными политиками. Очень показательна история с реформированием МВД и созданием новой Национальной полиции. В этом процессе ему удалось найти достаточно гибкий баланс между грузинскими реформаторами и новыми кадрами с одной стороны, и милицейскими генералами старой школы, с другой (хотя в тот момент велась активная политическая кампания чуть ли не за тотальную люстрацию в МВД). Первые годы своего руководства МВД Аваков сознательно сохранял многие старые милицейские кадры, поскольку понимал, что без них ведомство может просто развалиться. А параллельно он формировал и продвигал уже свои кадры. Реформа в МВД прошла далеко не идеально (правда, у нас идеальных реформ вообще не бывает). Нареканий и критики достаточно много. Тем не менее, большинство наблюдателей признавали, что создание новой патрульной полиции было одной из наиболее успешных реформ.

Политическая сила Арсена Авакова не только в статусе министра, но и в разнообразном политическом влиянии: и в парламенте (на часть депутатов), и на часть радикальной уличной оппозиции, и в тесных контактах с влиятельными людьми из разных партийных лагерей и в сфере большого бизнеса.

Судя по всему, глава МВД – хороший организатор и системный менеджер. Вообще удивительно, как выпускник Харьковского политехнического института и успешный бизнесмен нашел себя и органично реализовал на посту министра внутренних дел. А может быть, хорошее образование и бизнес-опыт в сочетание с опытом политическим помогли ему и на посту министра. Аваков фактически сросся со своим ведомством. Это, конечно, помогает ему в политическом выживании. Но это будет серьезной проблемой и вызовом для любого преемника Арсена Борисовича на посту министра внутренних дел.

Парадокс Авакова – он один из самых влиятельных политиков в стране, но при этом не пользуется большой популярностью у широкой массы избирателей. Почему? Это отдельная тема для анализа. Правда, электоральная популярность у нас субстанция очень волатильная, и антирейтинги почти у всех политиков очень высокие. Критики и претензий в адрес Авакова очень много. Это еще одна тема для отдельного анализа. Но замечу, что критикуют его из разных политических лагерей. Пророссийский и антимайданный лагерь он не устраивает как одна из ключевых фигур противодействия российской агрессии. Часть "слуг народа" и прозападных либеральных реформаторов видят в нем чуть ли не олицетворение пресловутой "старой политики". Уличных радикалов и некоторых активистов он раздражает как главный "мент" страны. Функционально-типичные и достаточно универсальные проблемы, проявляющиеся в работе полицейского ведомства, отождествляются с личностью министра, что на самом деле является большим упрощением. Но, может быть, именно политическая разобщенность критиков Авакова, и противоположность претензий в его адрес, хотя бы отчасти нейтрализуют друг друга и также способствуют его политической выживаемости.

Его боятся, но уважают, опасаются, но сотрудничают. Его хотели бы поменять, но пока не могут отказаться от его услуг и стабилизирующей роли. Вот такой у нас необычный министр внутренних дел, установивший рекорд пребывания на своей должности.





^ Догори | УКР | РУС
   Головна | Новини | Публікації | Колонки | Блоги
©2000-2015 "Українська правда"