Украинская правда

БЛОГИ

Владимир Фесенко: Политические тенденции ноября 2018 г.
06.12.2018 20:21


Так уж сложилось в календаре украинской политики, что ноябрь чреват большими политическими потрясениями. Последний месяц осени был очень насыщен важными и заметными политическими событиями. Протестные акции будоражили страну и в этот раз, но без больших и малых майданов. Зато произошел драматичный инцидент возле Керченского пролива, который стал поводом для введения военного положения.

Атака россиян на украинские корабли: причины и следствия

Драматичный инцидент возле Керченского пролива, захват россиянами украинских кораблей и моряков стал следствием тенденции, которая проявилась еще с весны: рост военно-политического напряжения в акватории и вокруг Азовского моря вследствие неофициального и непрямого блокирования Россией Керченского пролива для доступа к украинским портам на Азовском море. Рано или поздно что-то подобное должно было случиться.

То, что произошло 25 ноября возле Керченского пролива, – это демонстрация силы, акция запугивания, свойственная путинскому политическому стилю. Это также может означать, что Россия неофициально закрывает Керченский пролив для прохождения украинских военных кораблей, тем самым грубо нарушая украино-российский договор 2003 г., согласно которому и Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами и России и Украины, свободными для судоходства кораблей этих стран. Российские политологи, близкие к Кремлю, уже заявляют, что договор 2003 г. де-факто не действует, что Керченский пролив – внутренние воды только России, и что российские военные не допустят наращивания украинского военного присутствия в Азовском море. Это, конечно, неофициальная точка зрения, но она отражает реальную российскую политику.

Следствием инцидента возле Керченского пролива стало существенное усиление рисков эскалации конфликта в регионе Азовского моря. Кроме того, в переговорной повестке возникли две дополнительные проблемы: 1) о мерах безопасности по недопущению новых таких инцидентов в акватории Азовского и Керченского пролива (а потенциально и в Черном море) и обеспечению нормальных условий судоходства в Керченском проливе; 2) о возвращении захваченных Россией украинских кораблей и моряков. Вряд ли стоит ожидать быстрого решения по обоим этим вопросам. По первой теме могут быть только некие неофициальные договоренности. В правовой плоскости возникшие проблемы урегулировать невозможно вследствие принципиальных противоречий между Украиной и Россией по статусу Крыма. Украинские корабли и моряков вернуть, наверное, удастся, но, скорее всего, только после президентских выборов. Путин не будет делать Порошенко никаких подарков. Весьма вероятно, что возникнет вопрос о возможном обмене, а не о безоговорочном возвращении. Намеки о таком сценарии уже звучат со стороны официальных российских лиц.

Военное положение или/и президентские выборы

В ответ на агрессивные действия России против украинских кораблей и моряков в конце ноября в Украине наконец-то было введено военное положение, к чему призывали более четырех лет воинствующие патриоты из разных партийных лагерей. Но произошло все не так, как представлялось ранее. Не было бурных приветствий, скорее наоборот – прямая и косвенная критика, подозрения и политическое сопротивление. Да и само военное положение было введено не совсем так, как прописано в законе "О правовом режиме военного положення", а скорее виртуально-превентивно, в ограниченной форме и только в 10 областях.

В связи с военным положением возникла та же самая дилемма, что и в 2014 г. – выборы или военное положение. Но разрешена эта проблема была несколько иначе, чем тогда. В 2014 г. отдали предпочтению проведению выборов, т.к. надо было срочно избрать нового легитимного Президента Украины и перезагрузить Верховную Раду, в которой преобладали бывшие регионалы. В этот раз, ограничив сроки военного положения до 30 дней, удалось и военное положение ввести и не отменить проведение президентских выборов в конституционные сроки. К тому же, разнообразная оппозиция показала, что она не примет форсмажорные сценарии, которые могут помешать нормальному проведению президентских выборов, и способна консолидироваться для противодействия таким сценариям.

Президентская гонка

В ноябре президентская избирательная кампания продолжила набирать обороты.

В рейтинговой гонке по-прежнему лидирует Юлия Тимошенко. С заметным отрывом она опережает четверку преследователей, имеющих практически одинаковые рейтинги: В.Зеленского, П.Порошенко, А.Гриценко и Ю.Бойко.

В ноябре Ю.Тимошенко провела очередной форум, презентующий ее "Новый курс". Этот форум был посвящен проблематике социальной политики. В своей информационно-политической активности и рекламной кампании она сделала основной акцент на тарифной проблеме, обещая снизить коммунальные тарифы в два раза.

Петр Порошенко участвует в президентской гонке прежде всего через свою активность на посту Президента. В этом плане наибольшее политическое возбуждение вызвал указ главы украинского государства о введении военного положения. Его конкуренты по президентской гонке восприняли это решение не только как ответ на захват украинских кораблей и моряков, но и как способ воздействия на ход избирательной кампании, в том числе на сроки проведения президентских выборов. Однако, как уже отмечалось, сокращение периода военного положения до 30 дней и парламентское постановление о том, что президентские выборы состоятся 31 марта 2019 г., т.е. в срок, обозначенный Конституцией Украины, нейтрализовали эту проблему.

Насколько повлияет военное положение на рейтинги Президента Порошенко и других потенциальных участников президентских выборов, мы узнаем уже в декабре.

Бурные дискуссии в ноябре вызвало второе место Владимира Зеленского в президентской гонке. Если ранее многие наблюдатели не воспринимали его всерьез, то теперь стало очевидно, что он является опасным конкурентом для главных фаворитов президентских выборов. К тому же он ведет очень нестандартную кампанию. В избирательной кампании принимает участие не столько сам В.Зеленский, сколько его творческий образ из сериала "Слуга народа". И эта стратегия, судя по рейтингам, очень эффективно работает.

В ноябре стартовала рекламная кампания Анатолия Гриценко и Олега Ляшко. Таким образом почти все потенциальные фавориты, за исключением С.Вакарчука, включились в предвыборную гонку.

Заявили о себе не только фавориты. Неожиданностью для многих стала рекламная кампания Арсения Яценюка. Удивил даже не факт этой кампании, а ее форма, которая едва ли не копировала слоганы Петра Порошенко, и воспринималась то ли как парафраз президентской рекламы, то ли как ее троллинг. Это дало основания предположить, что таким образом Арсений Петрович обращается не столько к избирателям, сколько к своему политическому партнеру – Петру Алексеевичу, намекая ему, что, либо их политические силы оформляют политическую "помолвку" с прицелом на совместное участие в парламентских выборах, либо лидер "Народного фронта" будет участвовать в президентских выборах, отбирая голоса у П.Порошенко. Со стороны А.Яценюка это выглядит как отчаянная попытка напомнить о себе и своих интересах, и включиться в большую политическую игру, связанную с президентскими и парламентскими выборами.

Тема объединения и разъединения вообще была очень актуальна для ноября. Громче всего она прозвучала в лагере бывших регионалов. Бизнес-политические группы В.Медведчука, с одной стороны, и С.Левочкина, Д.Фирташа и Ю.Бойко, с другой стороны, договорились о создании "Оппозиционной платформы "За жизнь" (видимо это прообраз совместной партии) и выдвижении в качестве кандидата на пост Президента Юрия Бойко. Формальный лидер партии "За жизнь" В.Рабинович пафосно отказался от участия в президентских выборах и заявил о поддержке кандидатуры Ю.Бойко. Это несколько увеличивает шансы Ю.Бойко в борьбе за выход во второй тур президентских выборов, но далеко не гарантирует такой результат. Дело в том, что на С.Левочкина и Ю.Бойко очень обиделись коллеги по "Оппозиционному блоку", представители неформальной бизнес-политической группы Р.Ахметова. Они оказались в положении "брошенной жены" и жаждали сатисфакции. "Изменников" исключили из фракции (см. следующий раздел) и заявили о том, что будут выдвигать своего кандидата от "Оппозиционного блока". А вот кто им будет, пока непонятно. Рейтингового кандидата у ахметовской группы нет. Но дело не в шансах на победу, а в жажде мести, и в борьбе за самостоятельную партийную перспективу.

Нечто похожее, но не так громко и без скандала, произошло и в лагере националистов. ВО "Свобода" заявило о том, что их кандидата – Р.Кошулинского – поддержали несколько националистических партий и организаций. Нацкорпус с этим не согласился и выдвинул на пост Президента Украины своего лидера А.Билецкого. Однако, ни у того, ни у другого нет шансов на выход во второй тур выборов. Это, скорее, борьба за партийное лидерство в националистическом лагере. Но вот что интригует: "Свобода" выдвинула Р.Кошулинского, а рекламирует О.Тягнибока. К чему бы это?

Если судить по политической рекламе на улицах, в телевизоре и соцсетях, то президентская избирательная кампания в самом разгаре, хотя официально она стартует только под Новый год.

Парламентские решения и настроения

В ноябре Верховная Рада две недели работала в пленарном режиме. Последний месяц осени оказался для украинских парламентариев наиболее продуктивным с точки зрения значимости принятых решений. Среди наиболее важных решений – принятие госбюджета на 2019 г. (см. следующий раздел), утверждение в первом чтении конституционного законопроекта о стратегическом курсе на членство Украины в НАТО и ЕС (за что проголосовало 311 депутатов), утверждение закона о введении военного положения, принятие законов, которые касались урегулирования проблемы "евробляхеров" (владельцев машин с европейскими номерами), а также назначение двух новых членов Кабинета министров Украины (Ирины Фриз – министром по делам ветеранов, Оксаны Маркаровой – министром финансов). Эти и другие решения Верховной Рады в ноябре показали, что парламентское большинство (и официальное и неформальное) продолжает работать достаточно стабильно и результативно.

Однако машина парламентского большинства и в ноябре не работала автоматически и во всех случаях. В частности, подтвердилась тенденция, которая проявилась ранее, – народные депутаты перестали давать согласие на снятие депутатской неприкосновенности со своих коллег (в этот раз они таким образом защитили С.Березкина). Уже традиционно в режиме политических торгов завершался бюджетный процесс.

Интересные процессы происходили в лагере оппозиции. После оформления политического альянса между бизнес-политическими группами С.Левочкина и В.Медведчука, неформальная группа политических партнеров Р.Ахметова взяла под свой контроль фракцию "Оппозиционного блока" и исключила из ее состава С.Левочкина и Ю.Бойко. Правда рядовых соратников С.Левочкина и В.Медведчука из состава фракции исключать не стали, видимо, чтобы сохранить достаточно высокую численность фракции и не создавать предпосылок для появления депутатской группы, которую бы контролировали С.Левочкин и Ю.Бойко. Еще одна новая тенденция в оппозиционном лагере – тактический альянс фракций "Батькивщины" и Радикальной партии. На протяжении ноября они неоднократно действовали совместно. Учитывая, что Ю.Тимошенко и О.Ляшко являются потенциальными конкурентами в одной электоральной нише на президентских выборах, пока рано говорить о долговременности и стабильности этого союза. Скорее всего, на данном этапе он носит ситуативный характер.

Оценивая парламентскую ситуацию в ноябре следует принимать во внимание не только решения Верховной Рады, тактические игры фракций и депутатов, но и эмоциональную составляющую в поведении парламентариев. Дважды проявлялся бурный всплеск эмоций в зале пленарных заседаний Верховной Рады – 6 ноября во время обсуждения вопроса о создании Временной следственной комиссии парламента по делу К.Гандзюк, и 26 ноября – на внеочередном заседании парламента по вопросу о введении военного положения. По мнению некоторых депутатов, на вечернем заседании Верховной Рады 26 ноября парламентское большинство сначала почти распалось, а затем воскресло как птица Феникс из пепла, после возвращения в зал парламентских заседаний Президента Украины. Такие перепады в настроении и поведении депутатов показывают, что ситуация в парламенте не очень устойчива и подвержена как влиянию приближающихся президентских выборов, так и "черных лебедей" (неожиданных событий, существенно влияющих на политическую ситуацию).

Своевременное принятие бюджета

Ранним утром 23 ноября Верховная Рада Украины после "всенощного" заседания приняла госбюджет на 2019 г. В данном случае стоит отметить две тенденции.

Во-первых, впервые за все последние годы бюджет был принят вовремя – в сроки, обозначенные Бюджетным кодексом. Почему так произошло? Прежде всего потому, что до Нового года необходимо возобновить финансовое сотрудничество с МВФ. Кроме того, следует отдать должное правительству В.Гройсмана. С самого начала своей деятельности оно стремилось к своевременному принятию бюджета. Удалось не сразу, только с третьей попытки. Но это тенденция, заслуживающая поддержки.

Во-вторых, уже традиционно бюджет был принят на ночном заседании. Ну никак не удается депутатам и всем заинтересованным лицам избавиться от этой дурной привычки, точнее от специфической политтехнологии, позволяющей в форсмажорном режиме согласовывать депутатские, партийные и бизнесовые "хотелки" с государственными бюджетными задачами.

Проблемы с началом отопительного сезона

Настораживающей тенденцией ноября стали разнообразные проблемы с началом отопительного сезона, которые в разной форме прокатились по всей стране и в ряде случаев привели к возникновению конфликтных ситуаций. В общем-то нечто подобное у нас случается каждый год (тенденция, однако,:)). Формально это не имеет прямого отношения к политике, но в преддверии выборов эти проблемы стали темой острых политических дискуссий, заявлений и политтехнологических акций с явной электоральной подоплекой. К тому же стало очевидно, что сбои с началом отопительного сезона являются следствием наложения друг на друга нескольких значимых проблем, требующих повышенного внимания: физический износ многих объектов коммунальной инфраструктуры, построенных еще в советское время; острые управленческие проблемы, а зачастую и банальная политическая безответственность в работе многих органов местного самоуправления и местных госадминистраций; кризис неплатежей, вызванный повышением цены на газ и коммунальных тарифов; ведомственный экономический эгоизм.

Протестные акции

Протестная традиция ноября была подтверждена и в этот раз. В разных городах возникали локальные акции протеста в связи с отсутствием отопления или его отключением. Но самой заметной стала протестная акция "евробляхеров". Хотя Верховная Рада приняла компромиссный закон, который удовлетворял значительную часть требований владельцев машин с европейскими номерами, они выдвинули новые требования, проведя несколько акций по блокированию движения в Киеве, ряде других городов и на приграничных трассах. Но если весной и летом движение "евробляхеров" у многих вызывало сочувствие, то сейчас по отношению к нему все больше стало раздражения и критики. Дело в том, что в требованиях "евробляхеров" проявился групповой эгоизм и откровенный шантаж. Если бы власти поддались этому шантажу, то завтра появились бы новые ультиматумы со стороны новых организованных групп населения, не желающих выполнять свои обязательства по отношению к государству. К тому же со стороны некоторых лидеров движения "евробляхеров" стали проявляться и политические амбиции. Весьма вероятно, что с некоторыми рецидивами этого движения мы еще столкнемся. Но один из его уроков уже очевиден – не все требования, выдвигаемые протестными группами, могут восприниматься как общественно справедливые, в том числе и потому, что их выполнение может приводить к дисбалансу общественных интересов.

Ноябрьские акции протеста показали, что в обществе накопилось достаточно большое социальное и политическое напряжение, но проявляется оно локально и преимущественно для защиты групповых социальных интересов. Попытки политизировать социальные протестные акции особого успеха не имели.

Явная и скрытая конфессионально-политическая борьба в ожидании Томоса

В ноябре конфессионально-политическая борьба вокруг процесса создания поместной православной церкви в Украине перешла преимущественно в непубличную сферу. Ожидалось, что Объединительный собор по созданию автокефальной православной церкви в Украине состоится в конце ноября. Однако этого не произошло. Стало очевидным, что основное направление противоборства – борьба за позицию колеблющихся иерархов и священников Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата (МП). По некоторым данным, Вселенский патриархат высказал пожелание, чтобы в объединительном соборе участвовало значимое число представителей УПЦ (МП). Президент Порошенко предпринял попытку организовать диалог с УПЦ (МП) о ее участии в Объединительном соборе по созданию автокефальной православной церкви в Украине, но руководство УПЦ (МП) фактически отвергло возможность конструктивного диалога по этому вопросу и перешло к тактике глухого и агрессивного сопротивления объединительным процессам в украинском православии. После этого сторонники автокефалии сделали ставку на индивидуальную работу с колеблющимися иерархами и священниками УПЦ (МП). Ведущую роль в этом процессе продолжает играть Президент Порошенко. 3 ноября Президент Петр Порошенко и Вселенский Патриарх Варфоломей подписали Соглашение "О сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским Патриархатом", которое определяет взаимодействие в создании независимой православной Церкви в Украине. В конце ноября Синод Вселенского Патриархата сообщил, что подготовил предложения по конституционной хартии (уставу) украинской церкви. В свою очередь Президент Порошенко сообщил, что Вселенский Патриархат утвердил и текст Томоса о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви, который будет вручен на Объединительном соборе.

Донбасс: псевдовыборы, заблокированные переговоры

Военная ситуация в зоне конфликта на Донбассе в ноябре оставалась относительно стабильной и по сравнению с октябрем практически не изменилась.

Главным политическим событием стали псевдо-выборы в самопровозглашенных сепаратистских республиках. Понятие "псевдо-выборы" наиболее точно обозначает и суть состоявшегося действа, и основную его тенденцию – имитацию выборов. Всех реальных конкурентов руководителей так называемых "ДНР" и "ЛНР" просто не допустили к участию в выборах. И это, и все остальное было срежиссировано из Москвы. Все участники переговорного процесса по урегулированию конфликта на Донбассе, кроме России, осудили проведение этих выборов как грубое нарушение Минских соглашений. И то, что Москва все-таки провела эти "псевдо-выборы", говорит о том, что Кремль не собирается выполнять Минские соглашения. Иначе не имеет смысла воспроизводить сепаратистские политические структуры на Донбассе.

Россия не только содействовала сепаратистским псевдо-выборам в ОРДЛО, но и фактически заблокировала переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе. 11 ноября, во время празднования в Париже 100-летия окончания Первой мировой войны была возможность провести встречу лидеров стран "Нормандского формата", но российская сторона категорически отвергла соответствующие предложения. 26 ноября в Берлине состоялась встреча политдиректоров министерств иностранных дел стран "Нормандского формата", но и она не принесла какого-либо продвижения в переговорах. Заблокированы переговоры и на двустороннем уровне. После инцидента возле Керченского пролива Президент Порошенко пытался связаться с Президентом РФ В.Путиным, но безрезультатно.

Нет продвижения и в переговорах в Минске, где дважды в месяц регулярно заседает Трехсторонняя контактная группа (ТКГ). Единственным заметным и важным событием в ее работе стала замена украинского представителя. Леонида Кучму заменил Евгений Марчук, который ранее представлял Украину в подгруппе ТКГ по безопасности. Стилистически и тактически Е.Марчук может придать новой импульс активности украинской делегации в ТКГ, но Москва блокирует любые договоренности и на минской переговорной площадке. Путин ждет завершения президентских выборов в Украине, и до этого момента не будет ни о чем договариваться ни в Минске, ни в "Нормандском формате".

Повышенное внимание Германии к Украине

Среди внешнеполитических тенденций ноября заслуживает внимания повышенное внимание Германии к Украине. 1 ноября Киев посетила канцлер ФРГ А.Меркель. Она встретилась с Президентом Украины П.Порошенко, Премьер-министром В.Гройсманом, руководством парламента и лидерами парламентских фракций, студентами и преподавателями Киевского национального университета. В конце ноября в Германии побывал с рабочим визитом Премьер-министр Украины В.Гройсман. Конечно же, внимание Германии к Украине обусловлено в первую очередь интересами европейской безопасности, необходимости урегулирования конфликта на Донбассе. Но также очевидно, что Германия заинтересована в успехе украинских реформ и развитии двусторонних экономических отношений. Именно поэтому так активно развиваются контакты между правительствами Германии и Украины. Не стоит связывать интерес Германии к Украине только с личностью канцлера ФРГ А.Меркель, которая уже анонсировала свой уход с должности главы немецкого правительства после завершения своей нынешней каденции. О необходимости поддержки Украины говорят большинство политических сил Германии, представленных в Бундестаге. Активную проукраинскую позицию проявляет и потенциальная преемница А.Меркель на посту лидера ХДС – Аннегрет Крамп-Карренбауер. Таким образом можно говорить о стратегическом интересе Германии к Украине.





^ Наверх | УКР | РУС
   Главная | Новости | Публикации | Колонки | Блоги
©2000-2015 "Украинская правда"