Українська правда

КОЛОНКИ

Андрій Каракуц: Політики-селебрітіз: як соціальні мережі змінюють Україну
12.03.2019 14:00
Представники нового типу політиків-знаменитостей (celebrities) можуть вибудовувати свою кампанію через цифрові медіа і доносити свої меседжі через соцмережі. (рос.)

Пока отечественные политтехнологи продолжают уверять своих клиентов, что для победы на выборах необходимо увешать своими билбордами всю страну, рассовать в почтовые ящики сотни тысяч газет и занять эфир всех телеканалов своими пафосными роликами – мир кардинально изменился.


И доказательством этому является сама Украина.


На первом месте в президентской гонке со значительным отрывом уже несколько недель находится Владимир Зеленский – представитель нового типа политиков-знаменитостей (celebrities), которым не нужна партийная структура для того, чтобы общаться со своими избирателями (поклонниками).


Благодаря своей узнаваемости, в предвыборный период они могут выстраивать свою кампанию через цифровые медиа и доносить свои месседжи через социальные сети.


Предвыборные кампании в других странах демонстрируют, что это общемировая тенденция. Политическая популярность измеряется теперь количеством подписчиков, лайков и шеров.


Дональд Трамп общается со своими избирателями напрямую через Twitter, делая по 11-12 постов в день.


Среди европейских политиков в социальных сетях примером может служить "друг Путина" – лидер партии "Лига" Маттео Сальвини. В сети Facebook он имеет более 3,5 миллиона подписчиков и ежедневно устраивает прямые трансляции со своего смартфона, обращаясь к фолловерам – друзьям (amici).


Во многом благодаря харизме своего лидера популярность "Лиги" среди избирателей Италии за последний год выросла с 17 до 33%.



Маттео Сальвини как пример политика-селебрети


Фото с Instagram политика, с сайта "L'unione Sarda"




Такой способ общения создает эмоциональную связь между политиком и избирателем. Политик-блогер предстает в образе простого человека, который ходит по тем же улицам и сталкивается с теми же проблемами.


Совмещение развлекательного и информационного контента в подаче материала (инфотейнмент), позволяет во время предвыборной кампании простыми словами доносить свои месседжи до целевой аудитории.


Нельзя сказать, что украинские политики недооценивают силу социальных сетей.


Однако то, что Facebook, Youtube и Instagram, как минимум, сравнялись по популярности с телевизором, многие политтехнологи начали осознавать только сейчас.


[BANNER1]Команды Петра Порошенко и Юлии Тимошенко долгое время соревновались, у кого будет больше подписчиков в Facebook. Действующий президент продолжает лидировать, имея 2,4 млн лайков по сравнению с 2,2 млн лидера "Батькивщины".


Эти цифры они смогли получить, в первую очередь, благодаря рекламным кампаниям. Десятки тысяч долларов были потрачены на побуждающие лайкнуть их страницу призывы, например: "Хочешь вступить в НАТО и ЕС? Жми лайк".



Команды Порошенко и Тимошенко долгое время соревновались, у кого будет больше подписчиков в Facebook



Более объективную картину может дать количество подписчиков на видео-хостинге Youtube. Здесь можно с помощью рекламы в Google Ads увеличить количество просмотров видео, но гораздо сложнее – подписчиков.


Официальный канал Юлии Тимошенко имеет чуть меньше 70 тысяч подписчиков, Петра Порошенко – около 23 тысяч.


Владимир Зеленский использует сразу несколько Youtube-каналов: "Студия Квартал 95 Online" – 2,3 млн подписчиков, "Лига смеха" – более 1 млн, "Слуга народа" – 500 тыс., "Країна У" - 240 тыс., "Зе!Президент" – 225 тыс. подписчиков и т.д. На всех этих каналах Зеленского публикуется одинаковый контент – синергия дает многомиллионные просмотры.


Вне конкуренции превосходство Зеленского в сети Instagram – 2,8 млн читателей только на официальной странице кандидата в президенты. Многие видео политика набирают более 1 млн просмотров. У Петра Порошенко – около 200 тысяч читателей, у Юлии Тимошенко – 120 тыс.


Конвертируются ли подписчики в голоса на выборах, мы сможем увидеть уже 31 марта. Но уже сейчас половозрастная структура украинских пользователей Facebook делает его важным каналом политической коммуникации – более 50% аудитории составляют люди старше 35 лет.



Демографические данные Facebook

Скриншот з Facebook


Похоже на то, что новая цифровая эра знаменует постепенную утрату влияния олигархов на политические процессы в Украине.


Популярный политик благодаря социальным медиа, в сущности, перестает быть зависимым от олигархических СМИ, спонсоров и лоббистов. Ей или ему для того, чтобы сообщить важную новость, достаточно опубликовать пост на Facebook/Twitter или записать селфи-видео для Youtube и Instagram.


В будущем, чтобы оставаться в информационном пространстве, украинским политикам придется перенимать демократический стиль и поведение влиятельных блогеров в Facebook, Instagram и Youtube.


Какие качества необходимы для этого? Прежде всего, харизма, самоуверенность и, вероятно, нарциссизм.


По мере продолжения снижения влияния традиционных политических структур – партий и профсоюзов, политики-знаменитости будут играть ведущую роль во время электоральных циклов.


Поэтому если вы хотите победить на выборах в парламент или местный совет, может быть, самое время завести аккаунт в Instagram?


Андрей Каракуц, специально для УП


Иллюстрации предоставлены автором






^ Догори | УКР | РУС
   Головна | Новини | Публікації | Колонки | Блоги
©2000-2015 "Українська правда"