Українська правда

БЛОГИ

Єгор Фірсов: Экология: от уничтожения к развитию
12.07.2019 08:59


Украинских политиков много критикуют за бессодержательность и отсутствие нормальных предвыборных программ. И чаще всего эта критика справедлива. Кого не спроси – все за всё хорошее и против всего плохого. Каждый обещает повысить пенсии, справиться с коррупцией, прекратить войну. А как доходит дело до конкретики – невнятное бурчание, отговорки, уход от ответа.

Понимая это, команда Гриценко сразу решила пойти другим путем, и выработать конкретный план действий на тех направлениях, где изменения сегодня наиболее необходимы. В команде я отвечаю за вопросы энергоэффективности, экологии и природных ресурсов и занимаюсь разработкой стратегии в этой области. Наша задача – построить успешную страну европейского уровня. А для этого экологией придется заниматься так же тщательно и ответственно, как это делается в любой нормальной европейской стране. В 2018 году, по экологическим показателям, Украина занимала 109 место среди 180-ти стран в то время, как большинство государств-членов ЕС входят в первые 30. Надеюсь, понятны масштабы проблемы? К сожалению, наши власти, провозглашая громкие лозунги "Геть від Москви" и "Україна – це Європа" на деле вовсе не спешат соответствовать европейским стандартам. Отношение к окружающей среде у них сегодня не европейское, а как раз российское. Пора изменить эту ситуацию и действительно доказать на деле, что мы уходим из постсоветского пространства и стремимся в единую Европу, а не в Московию.

Сегодня экологические проблемы в Украине незаслуженно задвинуты на задний план. Это не вина только нынешней власти – такое положение у нас сложилось еще с 90-х. Тогда общество ошибочно решило, что вопросы экологии второстепенны. А политики сделали все, чтобы дискредитировать те зачатки "зеленого движения", которые тогда были. Я часто сталкиваюсь с мнением, что охраной окружающей среды можно пренебречь в угоду экономике. Мол, сначала деньги заработаем, а потом уже будем природой заниматься. Но это в корне неверный подход. Важно понимать, что экология и экономика очень тесно связаны, и большой урон окружающей среде часто оборачивается огромными убытками для экономической деятельности. Примеров так много, что хватит на целую книгу. Достаточно привести только такие данные. В 2017 году Всемирная организация здравоохранения отмечала, что из-за высокого загрязнения воздуха в нашей стране каждые 2 часа умирают 3 человека. По этой же причине Украина ежегодно теряет до 15% урожая. Варварское отношение к природе – спутник бедности и одна из ее причин.

Другой пример тесной взаимосвязи экологии и экономики – сферы энергоэффективности и рационального использования природных ресурсов. И здесь положение у нас просто отчаянное. Сегодня Украина является одной из наименее энергоэффективных экономик мира. Энергоемкость экономики нашей страны в 3,8 раза выше, чем в 27 стран ЕС. Многие наши сограждане слабо понимают, что означают эти цифры. Но самое главное, что следует знать – за ними стоят деньги. Наши высокие платежки за коммуналку – тоже следствие этих цифр и их главная причина. Невозможно разбогатеть, используя ресурсы так неэффективно и расточительно. В то же время, экономический рост, как правило, связан с высокой энергоэффективностью. Опыт успешных стран доказывает это.

Ситуация тяжелая. В плане соблюдения экологического законодательства Украина сегодня – типичная страна третьего мира. Переполненные свалки, хищнически вырубленные леса, тысячи гектаров земли, изуродованные нелегальной добычей янтаря, отвалы породы вблизи жилых домов, грязные заводы, работающие без нормальных фильтров, нелегальные установки по производству древесного угля – все это явления, характерные для Африки, отсталых стран Азии и Латинской Америки. Но исправить положение не поздно. И наша команда знает, как это сделать.

Ниже я коротко опишу наш план действий по основным направлениям. Постараюсь не перегружать вас лишней информацией и скучной статистикой – все детали можно узнать в экологической программе Анатолия Гриценко, которая уже выложена в открытом доступе.

1. Рациональное и прозрачное использование недр

Важнейший пункт. От того, насколько успешно будем работать в этой области, зависит наше будущее процветание. Полезные ископаемые, в зависимости от того, как ими пользоваться, могут стать панацеей для самой безнадежной страны, но могут и привести государство к экономической катастрофе и войнам. В мире есть пример Норвегии, которая превратилась в одно из самых богатых государств и накопила огромные валютные резервы благодаря экспорту нефти и газа. И есть пример Венесуэлы, где тоже есть большие запасы нефти, но при этом свирепствуют голод и нищета.

К сожалению, если верить показателям ВВП на душу населения, Украина хотя и имеет мощную минерально-сырьевую базу, находится пока ближе к Венесуэле, чем к Норвегии. С минеральными ресурсами и продуктами их переработки у нас связано 42% ВВП и около 60% валютных поступлений от экспорта. Занимая 0,4% земной суши Украина может обеспечить до 5% мировой потребности в минеральном сырье. При этом многие месторождения в нашей стране не разрабатываются или разрабатываются неэффективно. Наблюдается парадокс – имея значительные запасы собственных углеводородов (угля, нефти, газа) мы не вкладываемся в их разработку, а покупаем сырье за рубежом.

Сегодня за счет собственной добычи потребности государства в природном газе обеспечиваются на 25-30%, а нефти на 12%, хотя разными экспертами давно уже подсчитано, что мы можем добывать больше. Например, разведанные запасы газа позволяют Украине полностью обеспечить свои потребности. Но вместо того, чтобы разрабатывать месторождения и привлечь для этого нормального инвестора (например, организовать партнерство государственной "Укргаздобычи" с американскими и нидерландскими компаниями), государство без конкурса отдало их олигарху Фуксу. Не удивительно, что с таким подходом мы вынуждены покупать на миллиарды долларов то, что имеем в избытке. Вследствие проводимой политики за последнее десятилетие государство потратило на закупку природного газа около 30 млрд долларов США. Инвестирование хотя бы трети этих средств в собственный нефтегазовый комплекс помогло бы нарастить собственную добычу до как минимум 30 млрд куб. м газа в год (в прошлом году мы добрили около 20 млрд).

Другой пример – уголь. Уже тридцать лет мы не можем достроить и запустить шахту "Нововолынская-10", которую строят в Волынской области, зато покупаем уголь в России. А ведь на Волыни залегает как раз энергетический уголь, которого сегодня остро не хватает нашей энергетике. Большие проблемы продолжают испытывать и устаревшие шахты Донбасса, которые находятся на подконтрольной нам территории. Общие ресурсы угля Украины: балансовые, внебалансовые, прогнозные составляют 117 млрд тонн.

В том числе разведанные запасы – 56,25 млрд. Этого хватит нашей стране с избытком.

Основные причины неэффективного использования недр в нашей стране, пожалуй, известны. Это отсутствие единого разрешительного окна и понятных правил выдачи лицензий на недропользование, отсутствие единого кодифицированного нормативно-правового акта, который бы собрал все нормы в этой области, отсутствие прозрачных аукционов, на которых можно было бы получать лицензии, несовершенство законодательства, где разные правила и нормы часто противоречат друг-другу, а также коррупция и незащищенность инвесторов.

Какие решения мы предлагаем? Принять кодекс недропользования, который стал бы единственной законодательной дорожной картой для недропользователей. Создать единое открытое окно для получения разрешений на разработку недр, с возможностью отслеживать стадии предоставления документов в онлайне. Сформировать четкие и прозрачные механизмы аукционов продажи спецлицензий. По нашему замыслу ни одна спецлицензия не может быть продана вне аукциона, кроме тех случаев, когда лицензию покупает государственная компания со 100% государственных акций, либо недропользователь проводил геологическую разведку за свой счет.

Все геологические карты, которыми располагает государство, будут оцифрованы и опубликованы в общем доступе. К некоторым видам карт недропользователи будут иметь равный доступ за установленную законом фиксированную плату. Правительство будет обязано ежегодно отчитываться о том, сколько государство выдало спецразрешений, и сколько бюджет получил рентных платежей за использования недр.

Все эти меры направлены главным образом на достижение одной цели – привлечение инвесторов к разработке наших месторождений. Только с помощью частных инвестиций нам удастся в относительно короткий срок вдохнуть жизнь в экономику. Ничего нереального мы не предлагаем. Разработка недр – та отрасль, которая может стать драйвером украинской экономики в ближайшие 5-10 лет.

2. Утилизация бытовых отходов

Интеграция в ЕС предусматривает в том числе адаптацию украинского законодательства к европейским стандартам в том числе и в области обращения с отходами. Нельзя интегрироваться в Евросоюз, и при этом накапливать горы мусора, как какая-нибудь Гана или Ангола. Поэтому уже в самое ближайшее время нам придется кардинально менять ситуацию. Проходить тот же путь, который уже ранее проходила Польша и другие наши западные соседи.

В ведущих европейских странах – Дании, Швеции, Бельгии, Австрии, на полигоны отправляется менее 20% твердых бытовых отходов, остальное сжигается для получения электричества и тепла, либо перерабатывается и используется как вторсырье или компост. До этих показателей нам пока очень далеко. Но зато есть пример той же Польши, где в 2004 году перерабатывалось только 2% всего бытового мусора (как у нас сейчас), а в 2014 году – уже 31%. И эта доля продолжает ежегодно увеличиваться.

Для решения проблемы обращения с отходами сегодня в первую очередь необходимы изменения в законодательстве. Дело даже не в деньгах. Как показывает практика, они есть. Но зачастую чиновники просто не знают, как их освоить. Например, Министерство экологии и Министерство регионального развития в 2015-2016 гг и I полугодии 2017 имели значительные ресурсы на реализацию мероприятий в сфере обращения с бытовыми отходами по бюджетным программам "Осуществление природоохранных мероприятий" и "Осуществление мероприятий по реализации приоритетов развития сферы охраны окружающей природной среды". Но не смогли освоить их. На реализацию программ из бюджета было выделено 324 млн грн, при этом 152 млн грн использовать так и не смогли и вернули назад в казну. Яркая иллюстрация непрофессионализма действующих чиновников.

В отличие от них, мы знаем, что нужно делать и куда вкладывать деньги. Одна из первейших мер – создание мотивационных механизмов для граждан. Люди, которые сортируют мусор, должны получать за это определенное вознаграждение. Например, скидку на коммунальные услуги. Кроме того, для сортировки необходимо создавать условия. Например, устанавливать во дворах специальные сортировочные (что-то вроде гаража), в которых люди могли бы собирать и хранить вторсырье, а затем продавать его компаниям, которые занимаются скупкой такого сырья.

Для развития предприятий по переработке отходов необходимо разработать для предпринимателей специальный пакет налоговых льгот (а на первых порах – и дотаций). Кроме того, в наиболее проблемных регионах придется строить мусороперерабатывающие комплексы за бюджетные деньги. Сегодня подобные комплексы работают в Польше и других соседних государствах.

3. Контроль за состоянием атмосферы и водных ресурсов

Состояние атмосферного воздуха в Украине – проблема, которую почти не замечают. К счастью, у нас практически не случается катастроф, вроде той, которая недавно была в Армянске. Но из-за этого у многих складывается иллюзия, что с чистотой воздуха не все так плохо. Между тем, это обманчивое впечатление. Сегодня две трети населения страны проживает на территориях, где состояние атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам, что влияет на общую заболеваемость населения.

Здесь решение проблемы может быть только одно – усовершенствование экологического законодательства и контроль за его исполнением, а также внедрение нормальной системы мониторинга состояния воздуха. К сожалению, система контроля состояния воздуха в Украине практически не работает. Схожая ситуация и с водными ресурсами. Здесь также не действует система мониторинга. Вот только один факт для понимания ситуации. Сеть по наблюдению за состоянием подземных вод в Украине, которая формировалась еще в 50-60 гг прошлого столетия и в начале 90-х годов насчитывала более 7000 наблюдательных пунктов, в начале 2000-х уже составляла чуть более 1000 скважин. Дальнейшее снижение финансирования привело к тому, что в 2014 году количество скважин, в которых велись хоть какие-то наблюдения, составила лишь 350!

4. Развитие альтернативной энергетики

Здесь у нас имеются огромные перспективы. Зеленый тариф в Украине выше, чем в Германии. При этом, в Германии из возобновляемых источников производится треть всего электричества, а в Украине – менее 2%. Как говорится, есть куда расти.

Самое важное: развитие альтернативной энергетики в Украине может происходить за счет инвестиций мелких инвесторов и частных домохозяйств. Таким образом, мы можем серьезно ослабить и потеснить с рынка олигархические монополии. Для сравнения, в той же Германии более 70% инвестиций в возобновляемые источники энергии поступает от обычных граждан. В стране действуют кооперативные ветропарки с десятками ветряков и тысячами собственников – обычных физических лиц, которые могут инвестировать в строительство ВЭС всего по несколько тысяч евро. В Германии действует национальный проект "Энергетический поворот", суть которого заключается в том, чтобы к 2050 году на 80% покрывать свои потребности в электроэнергии из возобновляемых источников. Нам, конечно, пока еще рано ставить такие амбициозные планы. Но говорить о наращивании доли возобновляемых источников до 20-25% вполне возможно. И для того, чтобы достичь таких показателей, нужно не ждать инвестиций от крупных игроков, а поощрять участие в новых проектах обычных граждан. В итоге выиграют все.

Не буду больше пересказывать наш программный документ – текст и так получился объемным. Все, кто действительно интересуются проблемой, могут прочитать полный вариант нашей экологической стратегии. Разумеется, эта программа еще будет усовершенствоваться и дополняться. Мы открыты к новым предложениям, поэтому если вам есть, что сказать – пожалуйста, присылайте свои идеи и критику, делитесь полезным опытом. Мы будем рады любой помощи и любому участию с вашей стороны.

Важно понять одну простую вещь. Мы не пытаемся создать очередной фейк в яркой упаковке. Наша команда действительно проделывает огромную рутинную работу, разрабатывает программы, составляет план действий и копается в скучных цифрах. Да, это не так весело, как юмористическое телешоу, и не так эффектно, как обещание снизить тарифы в два раза. Но только так и делается настоящая работа. Чудес не бывает. Хотите выбраться из ямы? Тогда придется основательно потрудиться. Мы знаем, что нужно делать, чтобы идти в Европу на деле, а не на словах.





^ Догори | УКР | РУС
   Головна | Новини | Публікації | Колонки | Блоги
©2000-2015 "Українська правда"