Українська правда

БЛОГИ

Сергій Лямець: ''Мусорная реформа'' на финишной прямой
14.11.2017 16:32


Итого: Законопроект нужный, и одновременно опасный. Если все пойдет правильно, станет чище, но дороже. Если пойдет по-украински, то станет дороже и еще грязнее.

Предъявлять потом претензии разработчикам совершенно невозможно. Даже если они еврооптимисти, нейропацифисты или некромазохисты.


В следующие несколько лет эта тема будет определять заголовки новостей. Вот-вот в Раде будет принято то, что можно назвать "мусорной реформой".

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62379

Как всегда, принята будет тайком. Потому что платить придется населению, и платить очень много. Очень-очень много.

По традиции, сама идея на 100% позитивная. В Украине не перерабатывается мусор. Львов – просто показательный пример, который стал достоянием всех СМИ благодаря "гению" Игоря Райнина.

Вокруг Киева и других населенных пунктов скопились тысячи тонн мусора, если не миллионы. Потенциально, это источник эпидемий и отравления почв. В общем, мусор перерабатывать нужно.

Но – такова украинская традиция – важна не светлая идея, а ее реализация. Иначе это как с Евромайданом: "поддерживаете ли вы евроинтеграцию?" А дальше – видим как получилось.

Точно так же выглядит процесс вокруг законопроекта 4835-д. Светлая идея выдержала много мутаций, чтобы состояться на практике. В итоге, немного переболела сифилисом, отрастила бороду и приобрела вредные привычки.

Точно знаю, что идея старая. Это не придумка Порошенко и компании. Тему переработки мусора в свое время двигал один мною уважаемый человек. И для этого он готов был договориться хоть с чертом лысым – имеются в виду несколько функционеров времен Януковича. При Януковиче не вышло, долго не выходило и с новой властью. Видимо, наконец пазлы сложились, и закон вышел на стартовую прямую. Подозреваю, это все еще он.

Беглое изучение документа показывает, что наконец найден способ урегулировать все причины, по которым долгие годы в Украине не перерабатывался мусор.

Первая причина – власти всегда хотели иметь свой немалый интерес.

Получили. В данном случае, снова имеем самый высокий "зеленый тариф"!!! Во времена Януковича его под себя выбил Андрей Клюев на солнечную энергетику. Теперь самый высокий "зеленый тариф" получат предприятия по утилизации мусора.

К бабке не ходи... Понятно, чей тут заложен интерес – в списке соавторов законопроекта есть Игорь Кононенко, а именно он сегодня "на раздаче" в электроэнергетике. Ждем государственные инвестиции в проекты панамских компаний. Все поняли?

Ну и не Кононенко единым. Вот здесь можете найти других заинтересованных сограждан:

http://www.epravda.com.ua/publications/2017/11/14/631112/





Явно не останутся внакладе местные власти. Они получат свои деньги за выделение земельных участков и подключение к коммуникациям. За невнимание контролирующих органов и заработок для своих людей. Об этом чуть ниже.

Вторая причина, по которой раньше тема не срасталась, – перерабатывать мусор было невыгодно.

Чтобы это стало бизнесом, нужен стабильный поток доходов. И этот законопроект его создал. Для всех участников регаты, включая "верхи".

Теперь это выгодно. С законопроектом 4835-д получаем бизнес-схему. Вот ее элементы:

1. Самый высокий "зеленый тариф" в области. Сжигаешь мусор – вырабатываешь электроэнергию – продаешь государству – дорого.

Лезем в таблицы. На первых порах, коэффициент составит 3 – если мусорные заводы запустят в эксплуатацию до конца 2019 года. Больше имеют только "солнечники", но там не те объемы. С 2020 года тариф лишь немного понижается и выходит на лидерские позиции.

По традиции, "зеленка" умножается на тариф уровня 2009 года. Это просто традиция – все "зеленые тарифы" так считаются.

Подозреваю, что для быстрого строительства уже все заготовлено. Договоры, технологии. А самое главное, решения местных органов власти.

2. Заложены инструменты принуждения местных нелегальных мусороперевозчиков к сожительству.

Проблема нелегалов, которые закапывают самосвалы мусора в полях и оврагах, – действительно стоит. И ее давно пора решать. В этом безусловный плюс законопроекта. Если там есть интерес властей центральной и местных, то можно предположить, что гайки таки закрутят.

Вряд ли обойдется без стрельбы. Это как с добычей песка – даже в 2017 году в Киеве две банды встали клинчем за карьер. Что уже говорить за другие области? Но победит сильнейший, и очень быстро. А незваных быстро отвадят от двора.

3. Взамен на сожительство перевозчикам мусора обещаны нормальные тарифы. Которые – внимание! – устанавливаются местными властями на-договорной-основе!

Ну и конечно, выиграет самый сильный игрок на местах. Просто если это нелегал-мафиози, он перейдет на официальный статус и начнет оказывать услуги по перевозке мусора не в овраг, а на законный завод господина Кононенко и иже с ними. И получать за это кэш из местного бюджета. Даже лучше, чем сейчас. Тот, кто так придумал, безусловно, умеет договариваться.

Местные власти еще немало денег освоят на лицензиях, проверках, санитарных мероприятиях и внедрении раздельного сбора мусора. В общем, украдут масштабно. Скоро, дорогие сограждане, будем собирать бумагу отдельно, стекло отдельно, пластик отдельно. Это правильно с точки зрения порядка и экологии.

4. Еще один элемент бизнес-схемы – принудительное сожительство с производителями упаковки.

В буремном 2015 году министр-экспат Айварас Абромавичус сделал большое одолжение производителям упаковки. Взмахнув пером, он повелел: перестать взимать с производителей упаковки плату за утилизацию упаковки. Цена вопроса – сотни миллионов гривен в год.

Всякие там "Тетра Паки" и "Кока Колы" перестали выбрасывать деньги на экологию Украины и слегка поправили свое финансовое положение. Сделал ли Абромавичус это бесплатно? Никто свечку не держал, но мало ли... Если что, там явно поучаствовал еще бывший министр экологии Игорь Шевченко. Помните, протеже Тимошенко и друг Онищенко? Вместе путешествовали по конкурсам красоты и здорово питались.

Да, Абромавичус ликвидировал коррупционную схему, которая входила в сферу влияния Сергея Левочкина. Речь шла о ГП "Укрэкоресурсы", которая ежегодно пылесосила те самые сотни миллионов с производителей упаковки, чтобы – как сказано – перерабатывать отходы упаковки. По факту, если на утилизацию тратили 10% собранного, уже неплохо. Основную часть денег, подозреваю, переправляли в сторону Кипра и Панамы.

И вот, в законопроекте 4835-д получаем реинкарнацию платы за утилизацию упаковки. Правда, штрафы за непослушание очень символические для таких компаний. Может, выгоднее будет просто платить штрафы.

5. Пока что разработчики законопроекта никак не коснулись самого главного источника доходов для будущих переработчиков мусора. Это платежей со стороны населения и местных властей.

Кто знаком с опытом Европы, знают: платить за утилизацию мусора нужно дочерта. Дочерта даже по европейским нормам. Особенно зашкаливают цены в Швейцарии – оттуда на выходные швейцарцы в своих новеньких BMW и Audi вывозят мусор в Германию.

Украинцы еще столкнутся с драконовскими тарифами. Но это чуть потом. Нужно протолкнуть саму идею, а тарифы повысим потом.

Зачатки будущего порядка видны. Будут отдельные тарифы за обращение с отходами, отдельные за утилизацию. Возможно, что-то еще. Помимо населения, будут платить местные власти и производители упаковки.

Регулировать эти тарифы, возможно, будет Нацкомиссия Вовка. Но населению от этого будет явно не легче. Это уже видно по тарифам имени Ахметова на основе пресловутого "Роттердам+".

--------------

Подведем итоги будущей "мусорной реформы".

Плюсы:

1. Будет налажен процесс переработки мусора.

2. Будут построены новые заводы. Они получат стабильный поток сырья и очень хорошие финансовые условия.

3. В этой теме заинтересованы все власти от "верхов" до "низов". Значит, она должна работать.

Минусы:

1. Гарантируем воровство и коррупцию. Они будут грандиозными. Источники – избыток власти у властей.

2. Возможно, как это часто бывает в Украине, что ничего по сути сделано не будет. Просто соберут деньги с населения и производителей упаковки, а горы мусора продолжат выситься. Для отвода глаз построят "потемкинские мусорные заводики". Риск этот существует, и это факт.

3. Платить за все будет население – или прямо, или опосредованно (через налоги и бюджет).

Итого: Законопроект нужный, и одновременно опасный. Если все пойдет правильно, станет чище, но дороже. Если пойдет по-украински, то станет дороже и еще грязнее.

Предъявлять потом претензии разработчикам совершенно невозможно. Даже если они еврооптимисти, нейропацифисты или некромазохисты.


Принимать его?

А что, мы на что-то влияем?





^ Догори | УКР | РУС
   Головна | Новини | Публікації | Колонки | Блоги
©2000-2015 "Українська правда"