Українська правда

БЛОГИ

Сергій Дацюк: КНИГА О НОВОМ МИРЕ
18.11.2012 07:04


18 ноября 2012 года опубликована пятая Интернет-книга автора "Сложный новый мир" на сайте автора и в библиотеке Мошкова Она опубликована ровно через год послед выхода четвертой Интернет-книги "Теории перспективы" на сайте автора и в библиотеке Мошкова, ровно через два года после выхода третьей Интернет-книги "Горизонты конструктивизма" на сайте автора и в библиотеке Мошкова, ровно через три года после второй Интернет-книги "Онтологизации" на сайте автора и в библиотеке Мошкова и ровно через четыре года после первой Интернет-книги "Теория виртуальности" на сайте автора и в библиотеке Мошкова.

Книга "Сложный новый мир" вмещает работы "Сложная индивидуация. Основы психоконструирования", "Версология" и транскрипт одноименного авторского видеофильма, размещенного на канале Youtube, "Обретение смысла". Эти работы посвящены теоретическому осмыслению сложности возникающего на наших глазах нового мира.

Как можно представить себе возникающий новый мир? Традиционно в футурологических исследованиях о новом мире либо предлагают описания технологических новшеств, либо социальные сценарии ближайшего будущего, либо же социальные модели нового мира.

В этой книге я предложил три подхода, который позволяют увидеть новый мир: теоретическое описание микрокосма (внутренний мир индивида) – "Сложная индивидуация. Основы психоконструирования", теоретическое описание макрокосма (теория мирности – о мирах, междумирности и внемирности) – "Версология" и попытки обнаружить новые смыслы для нового мира – "Обретение смысла".

Работа "Сложная индивидуация. Основы психоконструирования" предлагает теоретические основы новой психологической дисциплины – "психоконструирования".

Зачем понадобилась новая теоретическая дисциплина? Современная психология поражена персоноцентризмом, то есть исследование проблем социализации в современной психологии доминирует над исследованием проблем индивидуации. Так называемые восточные практики либо подвергают психику сектантскому контролю, либо в своем содержании вообще отрицают важную роль самости, либо не содержат достаточно инструментов для разностороннего развития. Интегрально-психологический же подход в его современном виде построен на представлении о восходящей иерархии, где вместо подчинения Абсолюту социальности предопределено подчинение иному трансцендентному Абсолюту. Таким образом, социально-личностный подход, практики восточных религий и интегральный подход не позволяют соединить психическую свободу с наличием достаточного количества инструментов для разностороннего индивидуального психического развития.

Психоконструирование является эффективным лишь постольку, поскольку решаются сложные структурные или междисциплинарные проблемы психики – например, в когнитивной психологии, или в междисциплинарных областях – таких, как психолингвистика. Для решения внутридисциплинарных проблем психики психоконструирование обладает избыточной сложностью. Психоконструирование не является отрицанием привлекаемых в том или ином психофокусе научных теорий психологии, поскольку в них самих всегда заданы пределы посредством тех задач, которые решаются.

Сложная индивидуация через психоконструирование означает принцип психического суверенитета, который может быть развернут в несколько идей или положений. Именно эти идеи и концепты развернуты в данной работе через те или иные теоретические инновации.

Радикальное размежевание телесного и психического. Для постижения содержания психического не ищется никаких телесных подтверждений в структурах мозга и нервной системы. Психическое обладает своими собственными критериями структурирования и усложнения.

Радикальное размежевание индивида и личности. Индивидуация является индивидуальной, а не социальной. Индивидуация не совпадает с развитием личности, которое является более социальным, нежели индивидуальным. Тезис Флойда Генри Олпорта – индивид "единственная психическая реальность" теперь осуществлен на уровне терминологического различения.

Отказ от представления об иерархически-восходящем развитии в пользу представления о сетевом усложнении психики. Современная психология использует представление преимущественно об иерархически-восходящем развитии. С точки зрения психоконструирования, индивидуация, а не личностное становление и развитие, есть, в конечном счете, условие сложной психики. Индивидуальное психическое развитие есть сетевое разрастание различий и увеличение сложности интегрированного целого. Оно является непредсказуемым и открытым к неограниченным возможностям. У психического развития нет цели. Ядро психики является не целью, а инструментом решения сложных психических задач. Ядро психики не является необходимым индивидам в массовом порядке.

Переход от различных структурно-ориентированных теорий психологии (теорий идентификации, интегральной психологии и т.д.) как фиксации отдельных процессов сложной психической структуры к триалектике дифференциации, интеграции и идентификации.

В авторской теории психоконструирования применен конструктивный подход фокусной (4 фокуса) дифферентной (8 дифферентностей) и контурной (2 контура) дифференциации. Каждая дифферентность детально рассмотрена как с точки зрения основных психологических теорий, так и с точки зрения авторских инноваций.

В исследовании дифферентностей предложены следующие инновации: матрица предельной дифференциации и матрица эмоциональной дифференциации, новое более фундаментальное понимание архетипов (дифференциальные предельные архетипы), новая трехагентная схема бихевиоризма (норма-стимул-реакция), основные ситуации воле-реальностного понимания смысла, 6 ситуаций объектного обозначения и 9 ситуаций субъектного обозначения, 8 мыследеятельностных компетенций.

Интегральное психоконструирование рождается в процессе критики так называемой интегральной психологии. Интегральный подход в психологии точно так же ограничен по отдельности, как и подход теорий идентификаций. Чтобы что-либо интегрировать, необходимо его вначале дифференцировать в достаточно сложной теории, позволяющей интерпретировать большинство современных психологических теорий.

Интеграция исследована уже на основе фокусно-дифферентного подхода – как внутри, так и вне – фокусов, дифферентностей и контуров. На основе исследования процесса интеграции предложены некоторые новые структурные представления (хора (граница между сознательным и бессознательным), ядро психики (ядерный индивид), психическая ойкумена и т.д.), предложено новое понимание гештальта, введены представления о психопроцессингах и психопроцессорах.

На основе дифференциации и интеграции рассмотрена интроидентификация и экстраидентификация индивида. В работе произведено детальное изложение современной структуры экстраидентификации, которая отличается от всех предыдущих попыток (Эриксона, Марсиа (Марша), Ватермана (Уотермена), Фогельсона, Мида, Гоффмана, Теджфела, Тернера, Брейкуелла). В книге выделена как специфическая структура идентичности – квир-идентичность. Произведено детальное изложение современной структуры квир-идентификации.

Радикальное размежевание персоноцентристской психологии и индивидуализированного психоконструирования. Личностная психология по преимуществу объектно-ориентированная и истолковательно исследуемая, нацеленная на психотерапию (психореконструкцию). Индивидуальное психоконструирование является конструктивным моделированием психики, нацеленным на все конструктивные психоструктурные процессы (конструкция, деконструкция, реконструкция, деструкция). Иначе говоря, развитие личности может быть таким, какое угодно обществу, но индивидуация может быть лишь конструктивной, модельной и сложной так, как это угодно индивиду. В процессе психоконструирования происходит рождение новых дисциплин – психонетики, ноэтики, псионики и т.д.

Необходимость появления кроме института психотерапии института психоконструирования. Института психотерапии сегодня уже недостаточно, потому как возникла массовая потребность не только в решении проблем психореконструкции, которыми традиционно занимается психотерапия, но и в решении проблем психодеконструкции, психоконструкции и психодеструкции, которыми занимаются пока неинституализированные группы, отдельные непризнаваемые ученым сообществом исследователи-практики, а иногда и шарлатаны.

Таким образом, обществу нужно уже три института – психиатрия, психотерапия и психоконструирование. С личностью имеет дело образование и психотерапия. Индивид формирует себя сам на основе услуг института психоконструирования. Сложная индивидуация не является необходимой для психиатрических или психотерапевтических ситуаций. Она необходима только тогда, когда индивид пытается решить не проблему возобновления статус-кво личности, а сложную задачу, достичь психической цели, выраженной качественным образом (изменить процессы памяти, мышления, воображения, создать те или иные психопроцессинги, реструктурировать свое сознание, обрести психическое ядро, произвести сложную идентификацию в современном мире). Только в этом случае нужно психоконструирование.

Заявляемое право индивида на конструктивное изменение своей психики. Появление возможности осуществлять конструктивное изменение психики означает появление такого права. Это самый фундаментальный уровень индивидуальной свободы, который обосновывает всякую иную свободу – в том числе и, прежде всего, обосновывает личную свободу. Иначе говоря, индивидуальная свобода – внутренняя необходимая и достаточная основа личной свободы, а личная свобода – необходимое, но недостаточное внешнее условие индивидуальной свободы.

Психические отклонения не являются причиной ограничения такого права, если такие отклонения не несут явной и неустранимой никакими средствами угрозы обществу, с которым вступает в отношения данный индивид как личность.

Личность психического суверенитета не имеет. Психический суверенитет есть лишь у индивида. Психическая суверенизация есть структурное оформление психической индивидуации. Подлинный психический суверенитет является структурной функцией психического ядра.

В современной ситуации, когда появилось огромное количество средств социального контроля личности, можно сделать важный вывод – индивидуация является исключительно конструктивным предприятием индивидуальной психики, осуществляемым индивидом самостоятельно в процессе психического сопротивления обществу. Внутренняя борьба или борьба за индивидуальность и есть обретение психического суверенитета.

В приложении к этой работе произведено чисто конструктивное исследование психосенсорики и психопроектики, известных под собирательным понятием "парапсихология".

Работа "Версология" посвящена созданию новой дисциплины о мире, мирах и мирности вообще (в упрощенном понимании).

Версология это конструктивная теория о способах обобщения всего некоторым единым образом, а также об изменении обобщений от наличного до иного. Версификация – это процесс создания разных версий обобщения (версологических концептов). Версология изучает процесс версификации – создание версий обобщения. Как угодно сложные версии обобщения всего можно свести к немногим конструктивным ситуациям и операциям.

Представление о мире лучше излагаются не системно, а как различные конструктивные операции, которые осуществляет наше мышление: объятие (вмещение), разобъятие (вымещение), разъятие (разборка), связь (сборка). Задача версологии была обнаружить некоторые простые операции, которые совершает наше мышление, когда мы с вами представляем такие общие вещи как мир, пространство, время, структура.

В этом смысле версология была различена на объемлющую и объемлемую (объятную), а также на связную и разрывную (разъемлемую).

Объемлющая версология исследует представления, которые все могут вместить. Это то, что окружает нас, что можно объять мыслью. Она состоит из космоэсхатологии, хроноэсхатологии и тектоэсхатологии.

Объемлемая версология это принципы, которые могут все обосновать и позволить понять. Это то, что мы находим как некоторые основания. Она состоит из космогонии, хроногонии и тектогонии.

Разрывная версология исследует единицы, на которые все можно разъять.

Связная версология исследует способы связи единиц, на который все можно разъять.

В работе произведено различение строения, структуры и организации и показано, что постструктурализм не различает эти разные способы версификации.

Строение – способ конструктивного отношения различных внутренних форм мира. Строение является непосредственно воспринимаемым из вещных аналогий пространственно-временного мира, это описание содержания в вещном мире.

Структура это такое выражение (уже не описание) содержания, где выделяется уже определенный концепт, на основании которого производится структурирование. Если строение это сочетание форм содержания, данных в очевидном человеческом опыте геометрии (территории), то структура это внутреннее устройство содержания. Принципиальное отличие структуры от строения в том, что структура может быть концептуально умозрительной, в то время как строение может быть описано лишь на основании опыта вещных взаимодействий.

Еще более сложным выражением содержания является организация, которая происходит на основании определенной теории или дисциплины, в основу которой положено несколько связанных друг с другом концептов. Организация содержания может являться в определенном смысле обобщенным выражением как строения, так и структуры. При этом организация содержания может быть нестройной и неструктурной.

Все человеческие знания о мире кратко рассмотрены через соотношение четырех базовых представлений (строения), концептов (структуры) и теорий (организации) в их тройных связках: 1) сфера-корпускула-онтология; 2) слой-поле-лимитология; 3), текстура-процесс-транзитология; 4) сеть-гиперструктура-версология.

В работе исследованы два основных направления обобщения в версологии – онтология и метафизика; исследованы различные конструктивные операции обобщения. Также произведено расширение хайдеггеровско-ясперсовского представления "картина мира" до представления "конструкция Мира и Внемирности". Также в работе рассмотрены вопросы простоты и сложности мира, континуума и дисконтинуума, проблема кризисного мира.

В работе детально произведен анализ следующих проблем: "как возможно основание иного" (как представления о новом мире могут появляться в наличном мире); произведены различия 1) преодоления границы; 2) преодоления предела; 3) движения к горизонту; 4) движения к фронтиру; 5) движения через барьер (в этом отношении сформулировано представление о 10 интеллектуальных барьерах человечества, 5 из которых не преодолены даже сегодня); проблема смысла (смысл мира не есть бесконечен; смысл мира всегда конечен, пределен и тотален).

Последняя проблема работы "Версологии" позволяет перейти к последней работе книги – "Обретение смысла". Желающие могут ознакомиться с видеофильмом, транскриптом которого она является.





^ Догори | УКР | РУС
   Головна | Новини | Публікації | Колонки | Блоги
©2000-2015 "Українська правда"