Українська правда

БЛОГИ

Артем Петренко: Как строилась мировая экономическая система.
12.01.2010 18:56
Причины мирового кризиса. Часть 1.

Мир переживает системный трансформационный кризис. Об этом говорят многие ученые. Меняется все – от мировых экономических лидеров и сфер политического влияния, до культуры человечества. Эти изменения продлятся не один год.

Чтобы понять каким будет мир завтра и планировать в нем место Украины, важно понимать основы экономической системы, которая была создана по итогам Второй мировой войны, и которая, по мнению большинства экономистов, достигла пределов своего развития.

Стремительное падение гривны в конце 2008 года, странные действия Нацбанка и обвинения в адрес власти в спекуляциях в огромных размерах – эта ситуация не уникальное украинское изобретение. Подобное происходило в мире множество раз. По большому счету, это ярчайший пример проявления всей экономической модели, которая за 20-й век распространилась практически на весь мир, где власть и крупный бизнес всегда реально составляли одно целое, а спекуляции служили не только средством наживы, но и влияния.



Великая депрессия и новая политика.

Напомним коротко результаты Великой депрессии в США: объем ВНП (1929-1933 гг.) упал в 1,85 раза. Безработица, по официальным данным, выросла до 25 % (около 12,8 млн. человек). По неофициальным – безработных было до 17 млн. Около 2,5 млн. граждан остались без жилья. Объем загрузки металлургии в 1932 г. составлял лишь 12%. Это был самый сильный из серии экономических кризисов, которые терзали тогда экономику США каждые 15-20 лет. Продолжаясь десятилетие, этот кризис, по мнению многих экономистов, закончился лишь благодаря началу Второй мировой войны.



Среди мер администрации президента Рузвельта – приостановка действия антитрестовских законов, взятие под контроль банковской системы и усиление госрегулирования экономики. "США пошли по пути строительства государственного социализма, только под камуфляжным прикрытием пуританских ценностей", – говорит в своей книге "Власть доллара" американский экономист Энтони Саттон. С началом войны за счет займов у частных банков США развернули строительство ряда предприятий, которые даром под гарантированный военный заказ были переданы в частные руки. Как утверждает Саттон, приватизация в России оказалась куда более выгодным для общества предприятием.



Но выход из кризиса, как США, так и других крупных держав шел очень тяжело. К концу 30-х в администрации Рузвельта пришли к выводу, что необходимо искать новую внешнеэкономическую доктрину, которая дала бы преимущества его стране и защиту от кризисов. Новая политика должна была выжать максимальные выгоды из Второй мировой войны, ослабившей всех конкурентов США.

Как говорят российские экономисты Кобяков и Хазин, базой новой политики стал контроль за мировыми кредитными ресурсами. Для усиления этого ресурса, США сумели построить систему контроля за процессами ценообразования на все основные биржевые товары, прежде всего сырьевые, в части мира, которую не контролировал СССР. Эта система строилась все послевоенные годы и состояла в том, что цены на сырьевых рынках стали определяться не путем поиска равновесия за счет многочисленных актов купли-продажи, как учили классики экономической теории, а с помощью механизма фьючерсной торговли, когда объемы срочных контрактов стали превышать объемы соответствующих материальных ресурсов даже не в разы, а на порядки. В итоге сырьевые рынки стали по своей сути финансовыми, так как на них торговались преимущественно "бумажные" активы. И только США, обладающие самыми крупными резервами, могли в первые послевоенные десятилетия контролировать эти рынки.

Идеологи глобализации.

До начала 20-го века американская экономика исходила из т.н. "доктрины Монро", которая утверждала, что США касается все, что происходит на американском континенте, и абсолютно не касается происходящее за его пределами. Еще в начале века интеллектуалы, связанные с Уолт-Стрит, стали разрабатывать новую, глобалистскую модель развития. Чтобы ее внедрить, Рузвельту пришлось преодолевать сопротивление американских промышленников. В мировой экспертной среде даже существует версия, что он знал о готовящемся нападении японцев на Перл-Харбор, но не стал ему препятствовать, т.к. преодолеть изоляционистские настроения могла помочь только очень сильная встряска всего общества. Эта версия необычайно напоминает неофициальные версии объяснения причин терактов 11 сентября 2001 года.







В результате Демократическая партия, от которой Рузвельт баллотировался в президенты, стала основным политическим идеологом глобализма. А основным ее спонсором – финансовая система США. А т.к. эта модель принесла Штатам небывалые успехи, сторонники альтернативной национально-центрированной модели остались в меньшинстве даже в Республиканской партии.

Роль доллара.

Ключевую роль в построении современной мировой экономической системы сыграла принятая в 1944 году на международной конференции в Бреттон-Вудсе (Нью-Хэмпшир, США) новая валютная система, которая сделала доллар центральной мировой валютой, единственной непосредственно привязанной к золоту. Возможность для этого создала также мировая война – 2/3 мирового золотого запаса оказалась в США.

Экономика Штатов с момента своего возникновения серьезно зависела от фондового рынка. В результате стандартные циклы серьезно усиливались – финансовые показатели росли и затем обваливались значительно сильнее, чем в других странах. Именно поэтому администрации Рузвельта важно было построить механизмы защиты.

Воцарение доллара в качестве мировой валюты, которую принимало большинство стран, позволяло американским властям печатать его в нужном количестве. А в нужный момент – "сбрасывать" излишек денег за пределы страны и тем самым избавиться от основной проблемы, мучившей американскую экономику на протяжении полутора веков. Иными словами, появилась отличная возможность переложить собственную инфляцию на чужие плечи. Этот механизм "сброса пара" дополнил систему доминирования американских компаний на мировых рынках за счет практически монопольного доступа к мощному кредитному ресурсу.



Но к концу 60-х количество долларов за пределами США стало настолько большим, что вызвало попытки ряда стран обменять свои доллары на золото, добыча которого уже не могла угнаться за печатным станком. Доверие к доллару, как резервной валюте, дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа, Япония), и их валюты начали постепенно так же использовать в качестве резервных. Спекулятивные операции, ускоряли стихийное движение "горячих" денег между странами, обостряя валютный кризис. В результате в начале 70-х, на знаменитой валютной конференции на Ямайке "золотому стандарту" для доллара пришел конец. Доллар остался единственной мировой валютой, но без привязки к золоту. По-сути, это было скрытым дефолтом, который мир, сплоченный перед умело нагнетаемой "советской угрозой", простил Соединенным Штатам. С того момента они могли печатать доллары в любых количествах.

В середине 80-х, как следствие проводимой администрацией Рейгана политики стимулирования американской экономики за счет наращивания государственных расходов (особенно военных), в США наблюдался рост и без того значительного дефицита текущего баланса, а в бюджетах Японии и Германии увеличивался профицит. Валютные биржи лихорадило. В 1985 для стабилизации рынков представители ключевых стран (Франция, Германия, Япония, Великобритания и США) собрались в Нью-Йорке в отеле "Плаза" и подписали знаменитое соглашение, которое предусматривало резкую девальвацию доллара относительно других валют (примерно на 40%). От этого выиграли скорее только США. Штаты должны были сократить свой бюджетный дефицит и снизить процентные ставки. Франция, Великобритания, Германия и Япония – их повысить. Помимо этого, Германия обязалась снизить налоги, а Япония – укрепить иену. В результате серьезно пострадала японская экономика – японские экспортеры стали менее конкурентоспособными. Но в США, которые не торопились выполнять свои обещания, например, не сократили бюджетный дефицит, напротив, наблюдался существенный экономический рост и низкий уровень инфляции; американский экспорт за два последующих года вырос на 20%.



Расширение границ долларового мира

По словам Кобякова и Хазина, система "сбрасывания пара" с фондового рынка требовала постоянного увеличения масштаба "долларового мира". Чем больше средств накапливал рынок, тем больше требовалось активов, котирующихся в долларах. Из-за ограниченности материальных активов, такая система требовала постоянного прибавления стран, переходящих на американскую модель (включая хождение доллара и открытие финансовых рынков). В противном случае происходило неуклонное разрастание активов финансовых – рост классической финансовой "пирамиды". Опасность повторения кризиса уже во всемирном масштабе требовала активных мер по поиску новых территорий для экспансии доллара. Это стало одной из важных причин процесса, который позже назвали "глобализацией".



После "осваивания" Соцлагеря, дальше расширять "долларовую зону" стало некуда. Решение подсказала сама жизнь – в основу механизма наращивания долларовой массы легло распространение новых технологий – компьютеров, телекоммуникаций, интернета – всего того, что впоследствии экономисты назвали "новой экономикой". На ее основе США обеспечили себе десятилетие "бескризисного" роста – зачарованные "прекрасными" перспективами ІT-компаний, инвесторы как ненормальные вкладывались в их акции. В результате в 1990-е годы даже появилось "учение" о "новой экономической парадигме", предполагавшей, что американская экономика вошла "в стадию бесконечного бескризисного и безинфляционного роста". Фондовый рынок рос как на дрожжах, еще более отрываясь от материальных активов. Это позволяло США печатать дополнительные доллары, наполняя ими постсоветское пространство. Если в 1991-ом в мире ходило около 1,8 млрд. стодолларовых купюр, то сегодня эта цифра превышает 4,5 млрд. Около трех четвертей – за пределами США.

Ситуацию усугубила администрация Клинтона, которая еще более ослабила госконтроль за финансовыми рынками. Опасность кризиса увеличилась. Но фондовый рынок жил своей собственной жизнью, ведь построенная модель позволяла получать колоссальные прибыли практически на пустом месте. Остановиться уже никто не мог.

Продолжение следует.





^ Догори | УКР | РУС
   Головна | Новини | Публікації | Колонки | Блоги
©2000-2015 "Українська правда"